18 февраля 1919 года ВЦИК были приняты Декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и Положения «О железнодорожной охране» и «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции». 21 февраля декрет был опубликован в газете «Известия ВЦИК Советов» и вступил в силу.
Ядром железнодорожной милиции стали подразделения уголовного розыска, созданные приказом Наркома внутренних дел Г.И. Петровского от 8.02.1919 г. «Об образовании уголовного розыска на железной дороге».
В октябре 1919 г. был опубликован Декрет ВЦИК «О речной Советской рабоче-крестьянской милиции». Она находилась в ведомстве Наркомата внутренних дел. При Главном управлении милиции НКВД РСФСР были учреждены отделы железнодорожной и речной милиции как центральные органы транспортной милиции. Местные органы железнодорожной и речной милиции первоначально строились по территориальному принципу, который себя не оправдал. Главный недостаток заключался в том, что «железнодорожная милиция не могла работать в тесном контакте с железнодорожной администрацией». В равной степени это относилось и к речной милиции. С учетом этого территориальный принцип построения транспортной милиции был заменен линейным. На основании постановления Совета рабоче-крестьянской обороны от 23 января 1920 г. «Об организации охраны и обороны железных дорог» были ликвидированы подотделы железнодорожной милиции при губернских и уездных отделах милиции. На каждой железной дороге было учреждено линейное управление железнодорожной милиции. Ему подчинялись районные и участковые управления железнодорожной милиции. Аналогичным образом была построена и речная милиция.
Введение линейного принципа укрепляло организационные и деловые связи милиции с транспортными ведомствами – НКПС и Главным управлением водного транспорта (Главвод).
Деятельности ОВДТ свойственен линейный принцип, так как зоны их ответственности привязаны к объектам транспорта. Пассажирские и грузовые перевозки железными дорогами, внутренними водными путями проходят по территории нескольких административно-территориальных единиц и даже федеральных округов по линиям железных дорог и рек, независимо от того, какими организациями осуществляются.
В настоящее время система ОВДТ замыкается на Главное управление на транспорте МВД России, выполняющее функции головного подразделения Министерства по организации деятельности органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Печорский линейный отдел на ж/д транспорте образован в 1952 году (начальник Максимов). В 1988 г. Печорское линейное отделение на ж/д транспорте было объединено с линейным отделением на р. Печоре, в результате чего образован Печорский линейный отдел внутренних дел на транспорте (начальник Колотвин). В 1999 г. Печорский линейный отдел преобразован в линейное отделение, а с апреля 2005 года образован Печорский линейный отдел внутренних дел на транспорте.
В настоящее время Печорский линейный отдел полиции находится в составе Сыктывкарского линейного управления МВД России на транспорте. В его состав входят линейные пункты полиции в речном порту Печора, аэропорту Печора и Усинский линейный пункт полиции (ж/д вокзал и аэропорт Усинска). Общая протяженность территории оперативного обслуживания Печорского ЛОП на железнодорожном транспорте – 341 км, на р. Печоре и Усе – 465 км. На участке обслуживания Печорского ЛОП курсируют 28 поездов дальнего следования и 10 – пригородного сообщения. Пассажирооборот – более 700 тысяч человек в год. Транспортные полицейские несут службу на двух ж/д вокзалах, 13 станциях и двух посадочных платформах. Железнодорожным транспортом осуществляется перевозка более 11 тысяч тонн грузов в год.
Основные задачи современной транспортной полиции – обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
В день столетия образования транспортной полиции в системе МВД России личный состав Печорского линейного отдела полиции поздравляет ветеранов: Н.И. Бакаева, А.К. Сидаренко, Л.Л. Лотарева, С.Н. Куренчука, А.Ф. Горина, Е.В. Ишутина, С.И. Пастернака, В.Г. Кузьмичева, В.П. Понамарева, С.А. Линг, Д.А. Зайцева, В.Ю. Колчанова, С.И. Гончаренко, В.М. Филиппова, Б.Г. Канева, С.В. Хорева, А.П. Кисьян, И.С. Данилова, А.Н. Боркова, Г.Е. Игошкина, А.И. Кондакова, А.И. Ивашкина, Н.П. Одинцова, П. Завьялова, В.А. Будеева, В.А. Остапенко, В.М. Кульша и других.
Основными видами правонарушений на транспорте являются хищения личного имущества (мобильные телефоны, ноутбуки и денежные средства), которые в основном совершаются при ненадлежащем контроле граждан за своим имуществом, в большинстве случаев – при злоупотреблении в пути следования спиртными напитками. Особенно это касается людей, работающих вахтовым методом.
Если при расследовании уголовного дела установлен факт, что пассажир-«вахтовик», будь он потерпевший, свидетель или обвиняемый, в пути следования употреблял спиртные напитки, то работодателю направляются письменные представления, на основании которых в отношении гражданина применяются меры дисциплинарного воздействия, согласно Трудовому кодексу РФ, вплоть до увольнения с места работы.
В феврале 2019 г. расследовано и направлено в суд уголовное дело по перевозке из Санкт-Петербурга в Печору наркотического средства (гашиш) в крупном размере (более 800 г). Также в ходе расследования этого уголовного дела установлено, что часть наркотического средства была похищена попутчиком у перевозчика наркотического средства. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 229 УК РФ (хищение наркотических средств в крупном размере). Уголовное дело направлено в суд. В начале февраля 2019 г. сотрудниками линейного отдела выявлен и пресечен факт перевозки наркотического средства гашиш в крупном размере – массой более 80 г – жителем Ленинградской области в г. Усинск. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 228 УК РФ (незаконное приобретение и хранение наркотических средств в крупном размере).
Антон Тимофеев.