Не всё так просто

В Арбитражном суде Москвы начался процесс, который может прояснить, насколько безопасно использовать при перевозке детей не автокресла, а направляющие лямок ремней безопасности – адаптеры. В Росстандарте и институте НАМИ уверены, что лямки современным требованиям безопасности не отвечают, производители уверены в обратном.

Эксперты говорят о том, что многие автовладельцы выбирают способ перевозки ребенка подешевле, «лишь бы гаишник не придрался». В органах ГИБДД, как выяснил «Коммерсантъ», единого мнения по поводу направляющих лямок нет. В Коми, например, зарегистрированы случаи, когда за лямки ФЭСТ вместо автокресла инспекторы штрафовали на 3 тыс. рублей.

По действующим ПДД на заднем сиденье дети возрастом до 12 лет должны перевозиться с использованием «детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней». На переднем сиденье ребенок может перевозиться только с помощью «детских удерживающих устройств». Термины «детское удерживающее устройство» и «иные средства» не расшифрованы в правилах. На прилавках магазинов, как правило, представлен широкий ассортимент товаров для перевозки детей: автокресла, бустеры, адаптеры ремней и так далее.

Костромское ООО «Предприятие ФЭСТ» выпускает не автокресла в традиционном понимании этого слова, а так называемые направляющие лямки (адаптеры), позволяющие ребенку быть пристегнутым штатными ремнями. В 2008 году на официальной лаборатории TUV (независимая международная экспертная ассоциация в сфере транспорта) в Венгрии проводились испытания лямки ФЭСТ. Они показали, что действовавшим на тот момент правилам товар соответствует. Национальное управление транспорта Венгрии выдало ФЭСТ официальный документ, который действует до сих пор. На основе этих документов ФЭСТ получило в декабре 2016 года сертификат соответствия: на данный момент де-юре направляющая лямка ФЭСТ имеет статус «детского удерживающего устройства». С 2008 года в России было продано более 3 млн таких лямок.

В 2016 году один из покупателей пожаловался в Росстандарт на отлетевшую пуговицу у одной из лямок ФЭСТ. После этого случая Росстандарт инициировал испытания в лаборатории НАМИ с использованием манекена ребенка. Из протокола испытания следует, что лямка ФЭСТ правилам не соответствует: обнаружилось, что ребенок при резком торможении недостаточно эффективно удерживается, поскольку подвергается чрезмерным нагрузкам область живота – нижняя лямка ремня должна перенаправлять нагрузку на таз.

В итоге Росстандарт завел в отношении ФЭСТ административное дело за нарушение требования техрегламента. Наложенный штраф составил 100 тыс. руб. Но ФЭСТ его обжаловала и обратилась в Арбитражный суд Москвы с целью оспорить протокол испытаний НАМИ: судебный процесс начался 7 июня. Помимо этого было отозвано 27 тыс. направляющих лямок для третьей весовой группы (22–36 кг), сейчас они лежат на складах ФЭСТ.

Основные споры между НАМИ и ФЭСТ возникли вокруг трактовки результатов испытаний. Дело в том, что для определения нагрузки используется специальная формовочная глина, помещаемая в манекен, на которой остаются следы от ремней. «С выводами эксперта о проникновении одной из частей детского удерживающего устройства в формовочную глину, имитирующую полость живота, мы не согласны,— пояснил юрист предприятия ФЭСТ Виктор Якунов.— Считаем данный вывод субъективным мнением эксперта».

Как пояснил замгендиректора ФГУП «НАМИ» Денис Загарин, в последнее время у специалистов появляется все больше вопросов к венгерским протоколам испытаний:
– Мы констатировали факт, что отобранная продукция не соответствует обязательным требованиям безопасности, в том числе и по параметру проникновения в брюшную полость ребенка. Это подтверждают как имеющиеся фото- и видеоматериалы, так и испытания аналогичных приспособлений других производителей. В качественном и полноценном детском удерживающем устройстве такие проблемы отсутствуют.

Росстандарт считает, что современным требованиям безопасности продукция ФЭСТ не соответствует. Вступившая в силу в феврале 2017 года поправка разрешает использовать направляющую лямку только как «составной элемент детской удерживающей системы»: утверждаться в качестве самостоятельной удерживающей системы лямка не может (то есть использоваться вместо полноценного автокресла). Теперь сертификация направляющих лямок невозможна.

«Росстандарт сейчас работает над решением проблемы, связанной с выдачей сертификатов соответствия в России: как правило, это происходит без каких-либо испытаний и проверок, просто оформляются документы,— отмечают в ведомстве.— Мы считаем необходимым упорядочить практику на рынке, не ущемляя прав добросовестного бизнеса, но защищая право потребителей на безопасность в использовании продукции».

Отношение органов Госавтоинспекции к направляющим лямкам зависит от конкретного региона. Инспекторы ДПС нередко под объективы телекамер дарят лямки ФЭСТ родителям во время рейдов, посвященных безопасным перевозкам детей,— это происходило в Московской области, Санкт-Петербурге, Ставрополе. Призывы использовать ФЭСТ для удержания детей фигурировали в 2016–2017 годах в официальных сообщениях УГИБДД по Северной Осетии, по Воронежской области, по Хабаровскому краю.

Официально зарегистрированы случаи, когда инспекторы штрафовали водителей на 3 тыс. руб. за применение лямки ФЭСТ вместо автокресла в Москве, Московской области, Кемеровской, Архангельской областях, Татарстане, в Республике Коми, Приморском крае. Часть постановлений впоследствии была отменена судами по жалобам водителей, часть — оставлена в силе. Один из водителей, оштрафованный за ФЭСТ в апреле 2016 года, дошел даже до Верховного суда, который также отменил штраф.

В официальном сообщении УГИБДД по Ивановской области прямо говорится, что самыми распространенными травмами от направляющих лямок ФЭСТ являются «повреждение брюшной стенки, внутренних органов, грудной клетки, повреждение позвоночника, ушибы почек, закрытая черепно-мозговая травма и сотрясение головного мозга».

Президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агре отмечает, что автовладельцам порой сложно разобраться в теме безопасной перевозок детей из-за большого количества технических деталей.

«А из-за недобросовестной рекламы у многих складывается впечатление, что направляющая лямка может полностью заменить собой кресло, но это глубочайшее заблуждение,— говорит она.— Она может быть в лучше случае дополнением к бустеру, но если он подобран правильно, то лямок-адаптеров и не требуется, ремень проходит там, где надо. Если же родителем принято решение отказаться от лямки в пользу нормального автокресла, нельзя забывать про большое количество контрафакта на рынке. Поддельное автокресло в ряде случаев может покалечить ребенка даже хуже, чем штатный ремень».

Источник: https://www.bnkomi.ru/