События апреля этого года в православной жизни нашего города внесли немало сумятицы в умы и сердца христиан Печоры. Я бы не стал называть происходившее громким и отчасти даже зловещим словом «раскол», как это попытались особо усердные сторонники канона, но все же к определенному делению на «тех кто за» и «тех кто против» это, естественно, привело.

Напомню, 16 апреля «гонцы» из стольного града Сыктывкара привезли указ епископа об отстранении иерея Константина Качура от должности настоятеля храма Спаса Нерукотворного. Этим же документом он был запрещен в служении.

Причина первая – якобы непочтительное отношение «к самомУ». Причина вторая – не стал «усмирять» (дословно из указа) «стадо» (дословно из речи нового настоятеля о. Василия) – то есть, тех среди нас с вами, кто посчитал этот храм своим родным и построенным на средства прихожан, и возмущенных несправедливым (пусть и законным с точки зрения высоких духовных начальников) превращением храмового комплекса в монашеский скит.

«А куда нам теперь?..» – неоднократно звучало в речах людей, приходивших к враз осиротевшему храму в те дни. «Не волнуйтесь, всё будет», – звучало в ответ от «высоких гостей», честно говоря, больше напоминающих «крайних» в этой ситуации «мальчиков для битья», которые ни «бе» ни «ме», в то время, когда возмущенному народу необходимо было объяснять что и как, а не заплетающимся языком пытаться читать указ.

«Не волнуйтесь, всё будет»… Как оно стало и как оно будет, мы уже видим на протяжении последних трех месяцев: закрыта воскресная школа, «за бортом» оказались около 80 ребятишек, большая часть из которых – детдомовцы. А ее помещения превращены в «общежитие» для сегодняшних хозяев храма.

10 июня новым настоятелем назначен игумен Серафим (Лапиев). На официальном сайте епархии сообщение об этом и краткое напутствие: «Молитвенно желаем батюшке помощи Божией в пастырских трудах и обустройстве монашеской общины!». Заметьте, монашеской общины – а приход? Как это ни горько звучит, но приходится констатировать факт: фактически он разрушен и о его сохранении или возрождении речи не идет.

Естественно, остановлено и строительство храмового комплекса. Кому это нужно, кроме отца Константина? Судя по по последним событиям, «новой власти» – точно нет, потому как даже были уволены рабочие, занимавшиеся строительством. Да и на что строить? Прихожане, на чьих глазах состоялась эта «экспроприация», вряд ли понесут свои «копейки» в бюджет будущего скита. А какие были планы…

Ну это с «парадной» стороны проблемы. А вот изнанка – собственно, отстранения отца Константина от настоятельства в храме Спаса Нерукотворного показалось мало. Его сначала «разжаловали» в простые штатные священники храма, оставив настоятелем в Каджероме и Чикшино, а потом, якобы обнаружив кучу недостатков, и вовсе вывели за штат Сыктывкарской епархии с запрещением служения, но с правом перехода в другую епархию. Фактически намекая: «пакуй чемоданы».

Прошлись и по отцу его – недавно официально назначенному священником прихода в Каджероме, объявив выговорешник «за окормление прихода без высочайшего благословления архиерея» (окормлять – руководить. – С. К.). Может, забыли «высочайшие», что сами туда его и поставили…

Матушке Елене, жене о. Константина Качура тоже досталось – ее попросту уволили с должности казначея храма, тем самым нарушив Трудовой кодекс (несмотря на то что церковь у нас отделена от государства, на договорные отношения с работниками он тоже распространяется). Естественно, государство встало на защиту Елены Качур, и по суду ее восстановили на прежней должности. Надолго ли? Был бы человек, а статью для него при желании найти всегда можно…

Ну хватит о грустном… И все же, несмотря и вопреки всему выше описанному есть и положительные моменты. Правда их немного, но они есть. Основной – люди не сдались. В большей степени я сейчас говорю не о церковнослужителях – у них там множество своих законов, понять которые и оценить с точки зрения светского человека достаточно непросто. Не сдался сам бывший приход храма Спаса Нерукотворного, которому фактически указали на дверь.

И они нашли себе другую – возобновили строительство храма в Путейце, возведение которого было начато в 2009 году. Своими силами и опять же на свои средства. Чтобы знать – у нас есть храм. Откровенно говоря, темпы работ невысокие – масштабы и силы не те, что были в городе, но все же… При отсутствии противодействия в этом году планируется сделать основную часть «грубой» работы: возвести крышу, вставить окна и двери, чтобы можно было проводить службы в любую погоду.

Главная проблема – у будущего храма нет престола (без него невозможно служить Божественную литургию, а значит и причащаться), освящение которого должен проводить епископ. Как вы думаете, после известных событий захочет ли он это делать? Или будет проще объявить к тому времени уже построенный храм «вне закона» – церкви, разумеется.

В общем, строительство храма в Путейце – дело рук прихода, а его судьба – дело чести-совести епископа Питирима. Хотя,  люди все же опасаются, что, несмотря «изгнание», в покое их вряд ли оставят. Поживем увидим. Главное – не молчать и надеяться на лучшее, на торжество разума над эмоциями!

Сергей Кондратюк.

P.S. Кстати, ходят слухи, что первопричиной всего произошедшего, на самом деле, явилась как раз слишком успешная деятельность Константина Качура на посту настоятеля. Слишком – даже на фоне столичных приходов. «Каков поп – таков приход» – говорят в народе. Я бы еще добавил «таков доход». Так вот в этом якобы и кроется причина той опалы, под пресс которой попал батюшка. Финансовое благополучие храма улучшалось за счет прихожан, которые видели, как день ото дня хорошеет Божья обитель. И неспроста – на это тратилась основная масса полученных средств. Строительство вообще вещь очень затратная. А «наверху» считали это всё лишним и хотели получить, как это принято у нас в государстве Российском, свою львиную долю в виде отчислений. Поговаривают, это и стало настоящим поводом для немилости…

ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫ СТАТЬИ – НА ФОРУМЕ ЗДЕСЬ>>