Сенсационную находку сделал случайным образом в одной из деревень Печорского района житель нашего города: в земле им был обнаружен необычный металлический предмет, который позднее очень заинтересовал сотрудников Печорского историко-краеведческого музея и научных работников из столицы Коми – бронзовая бляшка (на фото).
На обороте потемневшего от времени кружка диаметром порядка пяти сантиметров – так называемый циркульный орнамент, точнее – его часть, что позволяет утверждать: бляха была изготовлена из древнего зеркала. Ученым из Сыктывкара такие встречались только на известном Шиховском могильнике под Усть-Цильмой ананьинского времени (единственное кладбище от Урала до Финляндии, относящееся к раннему Железному веку, VIII–V века до нашей эры). Там были обнаружены захоронения людей в лодках-долбленках, подобные кладбищам древних предков скандинавов, бронзовое литье пермского и скифского звериного стиля, бронзовое и железное оружие, древнегреческое зеркало, остатки от процессов металлообработки. Сделанные находки перевернули представления археологов о данной эпохе в таежном краю.
А сам тип рисунка на основной – лицевой стороне находки – более позднего – гляденовского времени. На ней прочерчено стилизованное изображение двух зооморфных существ (зооморфизм – представление богов в образе животных), обращенных друг к другу. Предположительно, это могут быть бобры. В целом композиция может являться изображением сцены борьбы животных, характерной для искусства ананьинского времени.
Будучи бережливыми, древние люди вырезали из негодных зеркал бляхи и наносили на них всякие изображения, – получалось вторичное использование вещей. Затем нашивали их на одежду в качестве украшений. В основном делали круглые бляхи, но еще в одном захоронении в Усть-Цилемском районе, в Новом Бору, встречались и трапецевидные.
Литейщики в те давние времена приравнивались к духовенству, для остальных они были людьми, имеющими связь с иным миром. Поэтому специалисты утверждают: место, где кем-то была оставлена подобная находка, скорее всего, является могильником или жертвенным местом – святилищем, куда в качестве подношений богам приносили изготовленные предметы. Подобные находки – как бы «маркеры» довольно редких исторических памятников.
Пермский звериный стиль – разновидность бронзовой художественной пластики VII в. до н. э. – XII в. н. э. лесной и лесо-тундровой зоны Северо-Восточной Европы и Западной Сибири. Предметы оформлены фигурками птиц и других животных. Часто это изображение лося, оленя, коня или хищной птицы. В эпоху раннего железного века бронзовые изделия несут в себе изображения новых животных: змей, волков, собак, медведей. Мотивы пермского звериного стиля отдаленно перекликаются с подобными темами, встречающимися по миру, например, в Мексике.
Ученый мир привык к пермскому звериному стилю. Но еще в 60-х годах прошлого столетия профессор Г.М. Буров среди уральских изображений животных выделял местный компонент, который он назвал печорским звериным стилем. И наша территория до Урала – место бытования этого древнего вида искусства. Печорское Приуралье – прародина местного печорского звериного стиля, – утверждают археологи.
Печорский звериный стиль – вошедшее в скифское время (середина I тысячелетия до н. э. – начало нашей эры) в практику племен, проживавших по рекам Печоре, Вычегде и Мезени, украшение своих бытовых и культовых предметов сюжетами с образами человека и животных – в основном лося, медведя, хищной птицы.
Существует мнение, что Печорское Приуралье – это уникальная зона, отличимая от современной территории нашей республики, где шло развитие своих культур. «Интересен этот регион, уникален и богат на такие памятники, – говорят про Печорский край ученые, – потому что когда христианизация «наступала» и Стефан Пермский пришел по Вычегодско-Сысольскому бассейну, то куда двинулись все язычники? – где святилища еще могли сохраниться – они пошли прятаться в Печорское Приуралье. Поэтому здесь больше подобных культовых памятников. Аналогично и старообрядцы после раскола куда пошли? – на Печору, потому что здесь ограниченные территории, где никто не достанет. Поэтому здесь все более «законсервировано». Учитывая это, можно предположить, что у нас могут быть еще более ранние находки, чем нынешняя в нашем районе.
Кстати, буквально в июле этого года при раскопках на подъезде к деревне Бызовой археологической экспедицией из Коми научного центра среди более трех тысяч найденых артефактов (орудий труда, наконечников стрел, фрагментов сосудов) были обнаружены и свидетельства бронзолитейного производства, относящиеся к периоду VIII–VI веков до нашей эры, – маленькие тигли и остатки всплесков бронзы.
Наш Печорский край за много веков стал пристанищем для тысяч гонимых судьбой и неволей людей, нашедших в этом благодатном, но суровом и замкнутом краю «тихую обитель». Поэтому он неохотно выдает свои тайны. Но не исключено, что в ближайшем будущем к месту древней находки отправится очередная экспедиция, и нам откроется еще одна страница истории нашей малой родины.
Сергей Кондратюк.
P.S. В статье мы сознательно не называем имен научных работников, т.к. информация о находке от них была получена нами неофициально, и название населенного пункта, дабы обезопасить его от нашествий «черных копателей».
Еженедельник «Волна», №30 (1079) от 30 июля 2020 г.