Наши соседи-нарьянмарцы, возможно, в этом году лишатся одной из своих достопримечательностей – дебаркадер Печорского речного пароходства покинет место своей многолетней стоянки.

С 1996 года диспетчерский участок возглавлял Анатолий Распопов (на снимке). Полгода в Печоре, полгода в Нарьян-Маре. Сейчас постоянного присутствия печорских речников там уже не требуется – объемы работ совсем упали. Если еще года четыре назад ходили 10–15 теплоходов, то в прошлом – всего три.

Основная работа у речников была осенью – нефтеналив. А лето оказалось практически «пустым». Сейчас руководство Печорского речного пароходства планирует осуществлять в Нарьян-Маре выездную деятельность. Будет необходимость – туда в командировку отправят специалиста.

Кстати, то, что Анатолий Сергеевич стал речником, – удивительная случайность. В 1983 году, когда окончил 8 классов, его документы руководство школы отправило в ГПТУ-4. Парня даже не спросили, хочет ли он там учиться, – поставили перед фактом.

На летних каникулах он встретил своего друга, который успешно сдал экзамены в Печорское речное училище. Тот предложил учиться вместе. Почему бы и нет? Подошли к директору ПРУ В. Анисимову. Тот дал «добро».

Сдал экзамены, начал учиться. В конце сентября в училище прибежали представители ГПТУ – парня, оказывается, потеряли. В списках есть, а на учебу не ходит. Только благодаря вмешательству директора ПРУ Анатолий Сергеевич продолжил обучение.

Тогда Печорское речное училище набирало сразу 4 группы – 120 человек. Нынешним рафинированным курсантам поучиться бы у «старичков». Первые два года даже печорцы жили в общежитии. Комнаты назывались кубриками – четыре кровати и стол. Обязательная военная подготовка. Встретить курсанта без формы на улице было практически нереально – ею гордились. Именно в те годы училище решилось на эксперимент – группы «разбавили» девчонками. До сих пор многие из них работают на реке!

А Анатолий Сергеевич после армии пошел в Управление пароходства. Направили мотористом «БТК» в Троицко-Печорск, а потом – диспетчером в Нарьян-Мар. Там тогда работы для печорцев было много – 14 человек без дела не сидели.

Дебаркадер был другой – большой, двухэтажный. В районе Нарьян-Мара – пять деревень. Самая дальняя – в ста километрах. Когда ходила «Ракета», для жителей это была едва ли не единственная возможность добраться до города.

А летом любимое развлечение нарьянмарцев – семьей прийти на дебаркадер, сесть на установленные специально для них скамейки и… смотреть на реку. Сейчас говорят, что дебаркадера будет не хватать.

Будет скучать по Нарьян-Мару и Анатолий Сергеевич. Шутка ли – большую часть сознательной жизни там провел! Там и любовь свою встретил – супругу привез оттуда.

А сейчас они привыкают к оседлой жизни и… уже скучают по Нарьян-Мару.

Инна Климова. Еженедельник «Волна», №4(638) от 26 января 2012 г.