11 июля 2011 года вступил в силу Закон Республики Коми от 23.06.2011 №48-РЗ «О внесении изменений в некоторые законы Республики Коми по вопросам пожарной безопасности», которым статья 8(1) Закона Республики Коми от 30.12.2003 №95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми» была дополнена частью 5 следующего содержания:
Разведение костров, сжигание сухой травы, листвы, веток деревьев и иных растительных остатков, мусора, бытовых и производственных отходов, проведение других пожароопасных работ на территории населенного пункта (на улицах, в парках, скверах), в дачных поселках, на садовых участках, в оврагах, на обочинах дорог, на землях сельскохозяйственного назначения, на лугах в период действия особого противопожарного режима, установленного на соответствующих территориях Республики Коми, влечет наложение административного штрафа:
– на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
– на должностных лиц – от трех до пяти тысяч рублей;
– на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 8(1) Закона Республики Коми от 30.12.2003 №95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми» вправе государственные инспекторы охраны природы (в Печоре – это сотрудники городского комитета по охране природы Минприроды Республики Коми). А устанавливать факт нарушения вправе и полицейские, и муниципальные власти, и, наконец, граждане, обеспокоенные опасностью, которую несет огненная стихия для имущества и окружающей среды.
По этому поводу в прошлом году горкомитет Минприроды Республики Коми проводил инструктаж для участковых уполномоченных, однако ни одного факта незаконных пожароопасных работ тогда не установили. Хочется верить, что к счастью.
Может быть, это связано с тем, что наказанию по ч. 5 ст. 8(1) Закона Республики Коми правонарушители-пироманы подлежат только, когда муниципальная комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) решит ввести на подведомственной территории особый противопожарный режим. Как правило, это происходит в летнюю сушь – при опасности лесных пожаров. А может быть, есть смысл принимать такие решения в весеннюю пору массовых поджогов сухой травы? Эти «невинные забавы» губят корни травы, уничтожают древесный подрост, а подчас языки пламени «слизывают» лесные участки и строения. В общем, один лишь вред, к которому, однако, принято относиться едва ли не как баловству. А надо бы наказывать. И закон требует того же.
Т. Ануфриева,
государственный инспектор Республики Коми по охране природы.