В неполные 94 года ветеран Великой Отечественной войны и УИС Республики Коми активно занимается патриотическим воспитанием молодежи.
Иван Савельевич Гайдук родился 26 сентября 1925 г. в хуторе Забойский Краснодарского края. О себе говорит, что всегда был «шустрым» – и на войне, и на службе в послевоенные годы. Из-за небольшого роста даже в армию в феврале 1943 года не сразу взяли: медики сказали, что ростом не вышел (всего 1,3 метра). Но, несмотря на молодость – тогда Ивану еще не было и 18 – он был настойчив – парня взяли.
Первые месяцы служил в городе Моздок. Занимались призывники хозяйственными работами: рыли землянки и заготавливали дрова для кухни. «Боевое крещение» принимал 5 марта 1944 года, освобождая город Черновцы в составе 2-го Украинского фронта.
– Я был в автоматной роте. Вперед так вперед! С короткими перебежками бежишь, упал, перевернулся. Автомат был ППШ. 72 патрона в диске. Стреляешь – не жалеешь. Это в начале войны не хватало патронов, оружия. А я вот попал – бери хоть сколько.
За время службы в пехоте боевых историй набралось немало. И всегда решительность помогала выполнять боевые задачи четко и результативно.
– Командира отделения убило, а нас там 4 человека было. Я говорю: «Я на время буду командиром! Согласны?» Они отвечают: «Согласны». Настала темнота – поменяли позицию. Там обрывистая речушка. Мы замаскировались в кустах, чтоб не видно было, а рядом дорога проходит. И вдруг солдат идет с пулеметом: «Возьмите, – говорит, – меня. Не знаю, куда идти». Мы окопались, смотрим – машина идет. Вот только подходит, командую: «Огонь!» Пулеметчик по кабине, мы по кузову. А кузов брезентовый, немцы там есть или нет – не видать. Машина круто поворачивается и падает в речушку. Мы подбежали, и гранаты туда бросаем. Подбежал офицер со следующей позиции: «Что у вас?» Говорю: «Машину подбили!» Подъехал тягач, вытаскиваем – в кузове 18 немцев, и еще 2 в кабине. Нас за это наградили.
Так, освобождая города и села от фашистских захватчиков, Иван Савельевич дошел до г. Умань, где был ранен. После лечения был направлен в артшколу в г. Харьков, по окончании которой продолжил службу в 544 полку МЗА 2-го Украинского фронта. В декабре 1944 г. попал в Германию, в г. Оппельн, откуда с боями дошел до г. Вальденбург, где и прослужил до конца войны. Жалеет, что так и не удалось дойти до Рейхстага.
Среди наград – Орден Отечественной войны II степени, медаль Жукова, а также юбилейные медали: «50 лет Вооруженных сил СССР», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «60 лет Вооруженных сил СССР», «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «70 лет Вооруженных сил СССР», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 941—1945 гг.», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». По окончании войны Иван Гайдук был зачислен в конвойный полк МВД СССР. 20 февраля 1946 г., сопровождая заключенных к месту отбывания наказания, попал в г. Печору Коми АССР, где и остался нести службу в военизированной стрелковой охране г. Печоры Коми АССР. Занимался конвоированием заключенных Печорлага к месту работы и обратно, розыском сбежавших заключенных. А через полгода получил неожиданное предложение – стать инструктором служебно-разыскных собак.
– В Княжпогосте школа была. Поехал – дают собаку 8-месячную, кличка Салют, мы с ней общий язык как-то нашли. Стали заниматься. Он хорошо меня понимал, и я понимал. 9 месяцев проучился, получил звание сержанта, проводник служебно-розыскной собаки. Вернулся сюда, в первый отряд, и меня направили севернее – на станцию Сыня. Побега нет – а я только по побегам и проверяющий: как солдаты службу несут. Даю вид, что я тут все время на глазах. То там появлюсь внезапно, то с другой стороны на рабочих объектах – давал понять заключенным, что я тут целый день нахожусь. Я прослужил с собакой 9 лет. Последнее время был в Джинтуе.
Иван Савельевич не просто нес службу, но и часто общался с заключенными – без оружия и без собаки. Интересовался, кто за что сидит, какой срок. Особенно отмечает отношение солдат к оступившимся:
– Где я только не был, везде к заключенным отношение было хорошее. Попробуй ты скажи заключенному: эй, ты, гад или какой-то там. Это есть нарушение революционной законности, за это наказывали в дисциплинарном виде. Кормили – как работаешь. Хорошо работаешь – давали дополнительный паек. Плохо работаешь – заставляли работать. Не били, не колотили – Боже сохрани! Пример возьму: что солдаты кушали, то и они получали.
После увольнения со службы в 1954 году долгое время работал водителем отдела рабочего снабжения г. Печоры. Это был его вклад в строительство Печоры: привозил стройматериалы чуть ли не на все объекты. А в 1958 г. вновь вернулся на службу в должности старшего инструктора служебно-розыскной собаки войсковой части 6646 конвойного полка дивизии МВД СССР (г. Печора Коми АССР), где прослужил до 1960 г. После увольнения работал в Печоре водителем в различных организациях.
Иван Савельевич является Почетным Ветераном Республики Коми, членом Печорского городского совета ветеранов (пенсионеров, ветеранов войн, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов). В свои неполных 94 года он продолжает активно участвовать в общественной жизни ветеранской организации, занимается работой по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Пресс-служба УФСИН России по Республике Коми.