В детском доме № 17 4 февраля было по-праздничному многолюдно, шумно и весело. Здесь отмечали 50-летний юбилей учреждения. Поздравить коллектив с праздником пришло множество гостей. Некоторые из них давно стали добрыми друзьями ребят и воспитателей.
Для иных приглашение на юбилей стало первым знакомством с дружным коллективом. Но абсолютно у всех было ощущение, что пришли они на семейный праздник – настолько теплой и приветливой была атмосфера, в которой оказались все гости детского дома. Программа юбилея, его сценарий позволили присутствовавшим оглянуться на полвека назад, узнать, с чего началась история этого социально важного учреждения, давшего путевку в жизнь тысячам воспитанникам. А начиналось все так…
В январе 1961 года в Печоре была открыта школа-интернат № 1, которая организовала прием воспитанников Красноягской школы-интерната № 1 и Усть-Усинского интерната. Из воспоминаний Анны Семеновны Вокуевой, проработавшей из пятидесяти юбилейных лет 43 года учителем химии и биологии в школе-интернате № 1, до своего нового дома с Красного Яга дети добирались на лошадях. Встречал ребят первый директор учреждения Ф.К. Филлиппов. Женщина отзывается о нем, как о человеке чутком, внимательном и любящем свою работу.
Двери нового социального учреждения распахнулись для 125 детей. «Первое время нам всем было очень тяжело», – признается А.С. Вокуева. На тот момент школа была не достроена. Воспитанники вместе с педагогами и воспитателями убирали строительный мусор, красили панели, мыли полы и расставляли мебель. Наставники ребят столкнулись еще с одной проблемой: им нечем было занять детей – на одну группу была всего одна партия шахмат и шашек. Но даже эти трудности не смогли омрачить радость ребят, связанную с переездом в новое здание. В дальнейшем школа-интернат № 1 стала принимать детей из многодетных семей, детей оленеводов, детей из отдаленных сел и деревень. Было даже такое время, когда воспитанников, обучающихся и проживающих в учреждении, насчитывалось более трехсот человек.
В последующем школа-интернат № 1 была преобразована в школу-интернат № 8, которая далее получила статус государственного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – «Детский дом № 17 г. Печоры».
За полвека в учреждении сменилось двенадцать директоров. Сейчас детский дом возглавляет Нина Алексеевна Витязева, которая вот уже на протяжении семи лет делает все для того, чтобы ее воспитанники жили в атмосфере любви и уважения.
Сейчас в Детском доме № 17 на воспитании находятся шестьдесят восемь детей. Из них десять – малыши в возрасте от 3 до 7 лет. Маму и папу ребятам заменяют воспитатели, которые щедро делятся с ними своим душевным теплом и любовью. И, наверное, поэтому здесь всегда царит домашний уют.
Жизнь детей из Детского дома № 17 богата на впечатления. Стены учреждения украшены фотографиями, запечатлевшими увлечения и спортивные достижения мальчишек и девчонок. Все говорит о том, что жизнь здесь бьет ключом. Находится в ее насыщенном круговороте место и самым юным воспитанникам, и старшеклассникам, – каждый здесь чувствует себя нужным и любимым.
Труд коллектива детского дома оценили многочисленные гости и выпускники учреждения. На праздник съехались более сорока человек, чья молодость прошла в этих стенах. Среди них – «первопроходцы», те, кто первыми перешагнули порог новопостроенного здания – выпускники 1969 года. С того момента прошло много времени, но память о тех годах до сих пор живет в их сердцах. Они с благодарностью вспоминают своих первых педагогов и воспитателей. Радуются, что нынешним детям-сиротам живется лучше, чем когда-то было им. Со слезами на глазах они рассказывали, что тогда все ребята носили одинаковую одежду. Девочки и мальчики отличались только прическами – мальчиков стригли налысо, а девочкам оставляли небольшой чубчик. Зимой приходилось носить дырявые валенки, поэтому прежде чем выйти на улицу, ребята обматывали ноги тряпками.
За пятьдесят лет социальное учреждение воспитало и выпустило более трех тысяч человек. Благодаря теплу и заботе наставников, их чуткому вниманию, многие дети обрели вторую семью, были усыновлены или взяты под опеку. Им удалось состояться, вырасти достойными людьми и создать уже свои семьи.