9 декабря на базе Печорского историко-краеведческого музея состоялась защита проектов в рамках муниципального конкурса «История моей школы», который проходил второй год для учащихся 7–11 классов общеобразовательных школ МР «Печора» в целях выявления и поддержки учащихся, обладающих способностями к творческой, поисковой и исследовательской деятельности.
В этом году конкурс проводился в рамках Года патриотизма в Республике Коми. Стартовал в сентябре 2015 года. До 23 октября принимались заявки. 27 октября состоялось организационное собрание участников, где была оказана методическая помощь по работе с архивными документами, с персоналиями, по составлению статей о школе, очерков об учителях, о династиях учителей, знаменитых выпускниках, освещалась работа с источниками в местном архиве. До 4 декабря осуществлялся прием работ.
Ребятам предоставлялся выбор участия в трех номинациях: «История городской школы», «История сельской школы», «История не существующей сегодня школы». В конкурсе приняли участие 6 школ города и района, представив 7 проектов.
Первыми рассказали о своих исследованиях учащиеся городских школ №3, №83, №10, №9. Продолжили школы п. Изъяю и п. Кожва. Ребята проявили творческий подход к работам и к выступлениям.
Учащиеся школы №3 провели большую исследовательскую работу по восстановлению истории одного класса, изучили школьные и личные архивы, собрали новый материал. Они пополнили фонды нашего музея грамотами класса, рукописными письмами выпускников своей классной руководительнице, воспоминаниями бывших учащихся, фотографиями 1970-х годов. Также подарили старую школьную фотокамеру и учебник по арифметике 1933 года, из которого сами попробовали решить несколько задачек, оказалось не так легко. Проанализировали успеваемость изучаемого класса по старым классным журналам и сделали вывод, что всему 7в классу нужно подтянуться в учебе.
В работе школы №83 отразилась судьба учителя, участника Великой Отечественной войны Белозёрова Георгия Антоновича. Статья была составлена на основе личного дела ветерана из школьного архива, Книги Памяти и сайта «Подвиг Победы», где найдены наградной лист и мобилизационная карточка.
Два проекта представили учащиеся школы №10. Первый рассказывает о пионерском движении в школах железнодорожной части города. Работа охватила 5 школ, из них две уже не существующие сегодня – №87, №65. Пионерские организации воспитывали преданность Родине, коллективизм, сознательное отношение к труду и общественному достоянию, способствовали освоению духовной культуры. Как их сейчас нам не хватает. Благодаря поисковой работе ученики пополнили фонд музея по теме «Просвещение», передали журналы «Пионер» и сюжетные фотографии прошлых лет. Второй проект необычный, с математическим подходом, где показана история «десятой» школы в числах. Подготовлен он был в честь юбилея школы. Ребята и дальше планируют вести своеобразную статистику. Молодцы!
Понравилась творческая работа школы №9. Исследовательская статья выстроена в хронологическом порядке, охватывает историю основания школы, рассказывает о ее директорах и ветеранах педагогического труда. Защита проектов была оригинальна – в форме сказки, где школа показана королевством.
Учащиеся школы №53 п. Изъяю дружно, задорно, с любовью рассказали о своем втором доме. Недавно школа отметила юбилей – 55 лет. Она славится делами, проектами, достижениями, постоянным стремлением в развитии. Ребятами был поставлен ряд проблемных и учебных вопросов, на которые они нашли ответ. А называлась работа «Без истока – нет реки или Продолжение следует…» Это значит, что дело будет продолжаться, возможно результатом станет музей.
Представители из школы п. Кожва поведали об Анатолии Ивановиче Иконникове. Детство известного аккордеониста прошло именно в этом посёлке, здесь же он начинал свою педагогическую деятельность. Тема актуальна – в текущем году маэстро бы исполнилось 70 лет.
Благодаря такой совместной работе восстановятся неизвестные страницы истории школ, опубликуются ещё неопубликованные материалы, откроются новые интересные факты, будет исследован накопившийся архив.
Оценивали проекты компентентное жюри согласно критериям оценки, указанных в положении конкурса. Итоги обсуждения прозвучали на церемонии награждения, которая состоялась 11 декабря в Печорском историко-краеведческом музее.
В номинации «История городской школы»:
– за I место награждены Давыдов Илья, Канюкова Дарья, учащиеся 7в класса МОУ «СОШ № 3» (руководитель: Тырина Татьяна Сергеевна, учитель математики)
– за II место награждена Лысакова Анастасия, учащаяся 8а класса МОУ «СОШ № 10» (руководитель: Кирса Ольга Михайловна, учитель истории и обществознания)
– за II место награжден Карабанов Богдан, учащийся 8а класса МОУ «СОШ № 83» (руководитель: Панфилова Алена Михайловна, учитель истории и обществознания)
– за III место награждена Волуца Арина, учащаяся 8в класса МОУ «СОШ № 9» (руководитель: Никитина Евгения Владиславовна, старшая вожатая)
– за III место награждены Чистякова Валерия, Борисов Павел, учащиеся 8а и 10а классов МОУ «СОШ № 10» (руководитель: Дуркина Алла Петровна, учитель математики)
В номинации «История сельской школы»:
– за I место награжден актив детского объединения «Галактика», учащиеся 7 и 9 классов МОУ «ООШ №53» п. Изъяю (руководители: Капустина Людмила Васильевна, директор школы; Запретилина Ольга Аркадьевна, учитель английского языка)
– за участие награждена Порубаева Виоллета, учащаяся 11 класса МОУ «СОШ» п. Кожва (руководитель: Буникевич Екатерина Владимировн, старшая вожатая)
Также сотрудники музея выразили благодарность за поиск, сбор, изучение и систематизацию материала по истории школы №5 г. Печоры заместителю начальника Управления образования МР «Печора» Кызьюровой Елене Валерьевне, которая была последним директором данной школы. Елена Валерьевна и люди, которые ей помогали, сделали огромную работу. Результатом стал фильм, где рассказывается об открытии школы, о ее преобразованиях, директорах, учителях, выпускниках, о достижениях. Для музея, как и все работы ребят – это клад!
Спасибо всем участникам конкурса, их руководителям за помощь и направление, родителям за поддержку! Материал о ваших школах оставит памятный след в истории Печоры!
Ольга Капустина,
зав. сектором научно-просветительской деятельности МБУ «ПИКМ».