В текущем году в Республике Коми наблюдается рост количества погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях с участием автобусов, а также грузовых транспортных средств.
Так, за шесть месяцев 2014 года на территории Республики Коми произошло 17 дорожно-транспортных происшествий из-за нарушений водителями автобусов, в которых два человека погибли и 32 получили травмы различной степени тяжести. В дорожно-транспортных происшествиях, совершенных по вине водителей грузового транспорта, погибли 22 человека, травмы различной степени тяжести получили 82 человека. За указанный период водителями автобусов совершено 3 036 нарушений правил дорожного движения, водителями грузового транспорта – 20 961 нарушение.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров и грузов на территории МР «Печора» в период с 4 по 15 августа проводилось оперативно-профилактическое мероприятие «Автобус и грузовик», направленное на предупреждение и пресечение нарушений при перевозках пассажиров и грузов.
В данный период сотрудники Госавтоинспекции были ориентированы на обеспечение контроля за соблюдением требований, предъявляемым к транспортным средствам и водителям, осуществляющим перевозку пассажиров, багажа и грузов, а также повышение эффективности контроля за такими перевозками.
В ходе проводимого мероприятия в период с 4 по 11 августа сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по г. Печоре проверено 194 транспортных средства, при этом выявлено 85 нарушений правил дорожного движения, из них: 19 водителей управляли транспортными средствами при наличии неисправностей или условий, при которых запрещена эксплуатация, а также не прошедшим технического осмотра, один водитель управлял транспортным средствам, не имея права управления, выявлено одно нарушение перевозки людей.
Дорожно-транспортные происшествия, участниками которых становятся водители грузового транспорта и автобусов, наносят неоценимый урон не только человеческим жизням, но и экономической составляющей предприятий.
Одной из самых распространенных причин таких происшествий на дорогах становится несоблюдение водителями режима труда и отдыха, в результате чего водитель становится невнимательным, координация действий нарушается, движения замедляются, и он просто засыпает.
Тахограф – техническое средство, предназначенное для регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, а также о режиме труда и отдыха их водителей. По статистике за последние десять лет применения тахографов в странах Европы количество ДТП снизилось на 22%, а количество ДТП со смертельным исходом – на 55%.
Согласно приказам Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2013 г. №273 и от 17.12.2013 г. №470 автобусы и грузовые автомобили должны быть оборудованы тахографами нового поколения, использующими средства криптографической защиты информации.
За отсутствие тахографов следуют штрафные санкции: с 1 апреля 2014 года – для транспортных средств с максимальной допустимой массой не более 12 тонн (категорий N2 и N3), перевозящих опасные грузы; с 1 июля 2014 года – для автобусов, перевозящих пассажиров (категорий М2 и М3), и для грузовиков с общей массой свыше 15 тонн, осуществляющих междугородние перевозки. К 2015 году такими устройствами должны быть оборудованы все транспортные средства, используемые в коммерческой среде. Штраф за отсутствие тахографа, а также за нарушение правил использования данного прибора предусмотрен статьей 11.23 КоАП РФ.
Так, управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа или с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) тахографом, а также нарушение водителем установленного режима труда и отдыха влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей. При этом на должностных лиц сумма штрафа составляет от 5 000 до 10 000 рублей.
На сегодняшний день тахограф – обязательное устройство на грузопассажирском транспорте. В свою очередь контроль водителей с помощью тахографа позволяет сделать точный расчет оптимального количества поездок и километража, а также понять, возможна ли дополнительная нагрузка, или наоборот, ее надо снизить. При этом тахограф не дает возможности водителям халатно относиться к своим обязанностям – покрывать время несанкционированного простоя за счет высокой скорости. Но в то же время показания тахографа – правовая защита водителя, так как его показания являются юридически верными данными.
Со своей стороны, ОГИБДД ОМВД России по г. Печоре осуществляет комплекс мероприятий, направленный на контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей, осуществляющих деятельность по перевозке грузов и пассажиров, а также по проверке автотранспортных предприятий, занятых в данной сфере.
За семь месяцев 2014 года в отношении 10 водителей сотрудниками Госавтоинспекции составлены административные материалы, 5 должностных лиц привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ.
Сегодня тахограф уже не дополнение, а обязательное устройство в транспортных средствах, совершающих грузовые и пассажирские перевозки на большие расстояния. Наличие тахографа в грузовых и пассажирских автомобилях должно привести к повышению безопасности на дорогах и исключить возможность переработок водителя и, как следствие, сна за рулем.
Дарья Камышникова,
и.о. специалиста (юрисконсульта) ОВ ДПС ОГИБДД ОМВД России по г. Печоре,
лейтенант полиции.