Госсовет Коми признал выносимые на референдум вопросы несоответствующими федеральному законодательству. Проблемой стали неточности в формулировках и не те «ответчики».
Как сообщает пресс-служба Государственного Совета Коми, подведены итоги правовой и лингвистической экспертизы вопросов, предлагаемых для вынесения на республиканский референдум.
Заседание Комитета Госовета Коми по законодательству и местному самоуправлению, посвященное вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум, состоялось 29 мая. В нем приняли участие депутаты и сотрудники Аппарата регионального парламента, а также представители инициативной группы по проведению референдума.
В ходе заседания были рассмотрены результаты правовой и лингвистической экспертизы вопросов, проведенной в аппарате регионального парламента.
По словам председателя комитета Нины Нестеровой, соблюдение природоохранного законодательства, сохранение уникальных природных богатств республики – важнейшая задача, которой депутаты региона уделяют пристальное внимание.
«Мы понимаем важность вопросов, которые инициативная группа предлагает вынести на референдум. Именно поэтому мы убеждены, что формулировки этих вопросов должны быть однозначны и понятны каждому жителю. Важно исключить их двоякое толкование и правовую неопределенность», – отметила депутат.
С коллегой согласился первый зампред Госсовета Александр Макаренко: «Мы поддерживаем членов инициативной группы в том, что нужно обеспечить защиту природных ресурсов. С этой задачей успешно справлялось отдельное профильное министерство. Поэтому в целом мы разделяем позицию инициативной группы и заботу активистов о природном достоянии региона. Но это не отменяет тот факт, что формулировка каждого вопроса, вынесенного на референдум, должна соответствовать требованиям федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Он обратил внимание на статью 12 этого закона, в которой определены четкие требования к вопросам, выносимым на референдум. «Мы вынуждены констатировать, что по результатам правовой и лингвистической экспертизы, в формулировке каждого из трех вопросов, предлагаемых для рассмотрения на референдуме, содержатся несоответствия этой статье», – сказал А. Макаренко.
Закон о референдумах содержит конкретный перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум. В их числе вопрос «о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта страны. Этому требованию не соответствует первый вопрос, заявленный на референдум: «Считаете ли вы, что в структуру органов в системе исполнительной власти Республики Коми должно входить Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми?». Правовые последствия реализации указанного вопроса, исходя из его формулировки, – это включение в «структуру органов в системе исполнительной власти Республики Коми» нового органа исполнительной власти Коми. При этом, в соответствии с федеральным законодательством, любое изменение в структуре органов исполнительной власти региона неразрывно связано с изменением финансовых обязательств.
Кроме того, согласно этому же федеральному закону, вопросы референдума субъекта страны не должны противоречить ее законодательству. Согласно проведенной экспертизе, этому пункту не соответствует второй вопрос, предлагаемый на референдум: «Считаете ли вы, что глава Коми и Госсовет республики должны инициировать на федеральном уровне решение о запрете эксплуатации промысловых нефтепроводов, введенных в эксплуатацию до 2000 года?». Согласно федеральному законодательству, законодательные и исполнительные органы власти действуют самостоятельно, обладают своими полномочиями и в соответствии с ними принимают правовые акты. Таким образом, не предусматривается возможность принятия ими единого совместного «решения».
Помимо этого, федеральным законом установлено, что вопрос референдума «должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения». Этому требованию не соответствует употребление словосочетания «Госсовет Республики Коми», так как в регионе нет органа с таким названием. Правильно – «Государственный Совет Республики Коми». Правовую неопределенность также создаст употребление понятий «федеральный уровень» и «инициировать». В случае положительного ответа на вопрос, на референдуме возникнет неясность относительно того, как оформить соответствующую инициативу и в адрес какого федерального органа государственной власти эту инициативу необходимо направить на рассмотрение.
Помимо этого, в том же федеральном законе содержится норма, по которой «на референдум субъекта могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов». Вразрез с этим требованием идет третий вопрос, заявленный на референдум: «Считаете ли вы, что необходимо исключить из программы развития республики геологоразведочные работы и промышленное освоение месторождения золота «Чудное» в Национальном парке «Югыд ва»?».
Согласно федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, а Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится. Так, национальный парк «Югыд ва» создан постановлением правительства России от 23 апреля 1994 года и отнесен распоряжением правительства России от 31 декабря 2008 года к ведению министерства природных ресурсов и экологии страны. Таким образом, поставленный инициативной группой вопрос регламентируется положениями федерального закона.
По результатам проведенной правовой и лингвистической экспертизы, было признано, что вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум инициативной группой, не соответствуют требованиям закона о референдумах.
Проект постановления Госсовета о вопросах, предлагаемых на референдум инициативной группой, будет вынесен на рассмотрение ближайшего заседания парламента Коми.
Источник: http://komionline.ru/