Градообразующим предприятием в Печоре сегодня является государственная районная электростанция

Градообразующим предприятием в Печоре сегодня является государственная районная электростанция (ГРЭС). Здесь трудятся 420 человек. Однако численность сотрудников с каждым годом становится меньше. Многие работы переводятся на аутсорсинг. Людей сокращают, но они вынуждены устраиваться на те же места, только уже в другую организацию, существенно теряя в зарплате и соцгарантиях. Но и тем, кто продолжает обслуживать крупнейшее в республике энергетическое предприятие, приходится несладко. Собственник находит законные способы платить сотрудникам меньше положенного.

Солидарности нет С 2015 года на Печорской ГРЭС (является одним из 18 филиалов холдинга АО «Интер РАО — Электрогенерация») индексацию заработной платы рассчитывают от прироста прожиточного минимума в регионе, а не от индекса потребительских цен. Изначально собственник заявлял данную схему начисления зарплаты временной, на период кризиса. Работники согласились и подписали коллективный договор. Однако спустя два года люди поняли, что такой порядок начисления играет в плюс только руководству предприятия. И в минус — доходу простых трудяг.

«Вырос прожиточный минимум в регионе, например, на 200 рублей. Эту сумму человек и получал как компенсационную выплату, — рассказывает председатель первичной проф­союзной организации «Печор­ская ГРЭС» Алексей Артеев. — В следующем квартале так же. В Коми за три года прожиточный минимум вырос на 2895 рублей. И эту сумму работники получают отдельно в качестве компенсационной выплаты, а не как добавку к окладу».

Когда пришло время подписывать новый коллективный договор, собственник предложил оставить его без изменений. Документ подписали сотрудники всех филиалов холдинга, кроме печорского. В пику несогласным работодатель предложил внести изменения в колдоговор: полностью убрать социально значимые пункты — санаторно-курортное и оздоровительное лечение работников и детей, компенсации оплаты тепло— и электроэнергии работникам, дополнительный отпуск за многосменный режим работы, матпомощь работникам (шесть средних зарплат) при уходе на пенсию.

«Некоторым филиалам очень неплохо подняли зарплаты. Понятно, что такие против работодателя не готовы идти. А еще есть неосвобожденные председатели. И солидарности у нас нет внутри профсоюза, — поясняет Артеев. — Но ведь вопрос зарплаты — один из ключевых, который мы должны отстаивать. У работодателя странный подход к данной проблеме: у вас зар­плата выше, чем в среднем по региону, текучки кадров нет, значит, нет и оснований для повышения».
Всё по закону?

Председатель Коми РО Всероссийского «Электропрофсоюза» Сергей Медведев считает: говорить о том, что порядок индексации должен остаться прежним (не соответствующим ст. 134 Трудового кодекса), по крайней мере не совсем логично.

«Финансовые отчёты компании позволяют говорить о выходе из кризиса. Протокол разногласий подписан, направлен на уведомительную регистрацию, — говорит Сергей Медведев. — Мы на заседании республиканского комитета этот вопрос рассмотрели и решили: если на Печорской ГРЭС начнут процедуру коллективного трудового спора, мы поддержим позицию работников».

Собственник предприятия уверен, что ситуация очевидна: разногласий между руководством и коллективом станции нет.

«Работодатель проводит ежемесячную индексацию зарплаты в порядке, установленном коллективным договором: на величину прироста прожиточного минимума в республике. Тем самым гарантирует соразмерность оплаты труда покупательской способности в случае роста потребительских цен на товары и услуги в регионе, — сообщили на Печорской ГРЭС. — Кроме того, работодатель пересматривает должностные оклады сверх обязательств, установленных коллективным договором. Так, в филиале «Печорская ГРЭС» в 2017 году рост окладов категории «рабочие» — 2,3%, категории «специалисты» и «руководители» — 0,7%».

По данным собственника, средняя зарплата в филиале «Печорская ГРЭС» — более 90 тысяч рублей. Это как в случае с температурой в больнице: машинист на станции в Печоре получает 27 тысяч рублей в месяц, его коллега, работающий на станции в Санкт-Петербурге, — 52 тысячи рублей.

Источник: https://news.rambler.ru/